Декоративные панно в метро Петербурга

Метро Петербурга является одним из самых глубоких и вместе с тем красивых в мире по своему декоративному убранству. Подземные интерьеры за 59 лет существования городского метрополитена успешно справлялись с задачей идейного объединения старых, новопостроенных и перспективных станций в общий концептуальный проект.

Станция метро Автово

Метро Санкт-Петербурга — станция «Автово»

Смена эпох непосредственно влияла на архитектурный облик станций: вектор развития художественной мысли дизайнеров всегда опирался на существующий политический и идеологический строй и текущие тенденции в искусстве.

Так, в советское время архитектура подземки имела просветительский и пропагандистский характер, отражая успехи и достижения в жизни страны, а в наши дни является наглядным «пульсом» города, своеобразным звеном, объединяющим историческое культурное наследие и современные промышленные технологии.

Станция метро «Спасская»

Панно Зодчеству Петербурга в переходе на станции метро «Спасская»

Образцом в оформлении петербургского метро стали произведения городской классической архитектуры, а особое внимание в декоративных решениях уделялось витражам и мозаике. Выбранная концепция позволила соблюсти принципы сохранения художественного наследия прошлых лет и ансамблевости, что можно видеть уже на станциях первой очереди — от «Автово» до «Площади Восстания», выполненных в едином торжественном стиле с дорическими колоннами и тематическими барельефами.


Что интересно: несмотря на симпатию советских оформителей к мозаичным панно и скульптурным группам, в отличие от московских коллег, петербуржцы отказались от использования подобных решений на сводах подземных вестибюлей, заменив их необычными световыми конструкциями и современными материалами — стеклом и металлом.


В 1961 году решением Исполкома Ленсовета и Президиума облсовпрофа ленинградскому метрополитену было присвоено звание «Предприятие высокой культуры». Почетный статус не превратил подземку в музейный экспонат: она по-прежнему исправно выполняла свою главную задачу — объединяла город в доступную пассажирскую сеть.

Станция метро «Балтийская»

Станция метро «Балтийская»

Витражи

В 70-е годы в подземном пространстве стал применяться один из самых популярных декоративных приемов — витраж. Первый подобный художественный элемент появился на станции метро «Гостиный двор» — им стало стеклянное панно «За власть советов» А. Королева, которое символизировало постреволюционную советскую идеологию 20­­–30-х годов.

Витраж на станции метро «Лиговский проспект»

Витраж на станции метро «Лиговский проспект»

Цветное стекло в сочетании с металлическими накладками и объемным шрифтом расширило диапазон выразительных средств, применяемых в оформлении станций метро. Темы и формы, используемые в витражах, подвергались влиянию времени: на смену подробным пропагандистским сюжетам приходили абстрактные и символичные мотивы.

Так, например, через 15 лет витражисты стали изображать геометрические узоры, которые мы можем встретить на станции «Лиговский проспект» (мастерская А. Мыльникова). А современные художники и вовсе обратились к сказочно-мифологической тематике: красочные работы, выполненные в этом стиле, расположены на станциях «Волковская», «Парнас», «Адмиралтейская» (мастерская А. Быстрова).

Витраж на станции «Адмиралтейская»

Мозаичное панно «Основание Адмиралтейства» (станция метро «Адмиралтейская»)

Мозаика

На протяжении всей истории применения мозаики в декоративном оформлении подземных и наземных вестибюлей главной задачей красочных панно было сохранение исторической памяти. Каждая работа ленинградских и петербургских мастеров, в большинстве своем выходцев из Академии художеств, емко отражает суть своей эпохи, по сей день не теряя эстетической привлекательности благодаря искусному исполнению.

Станция метро «Маяковская»

Станция метро «Маяковская»

От изображений вождей, военных баталий и революционных событий художники перешли к монументальной теме истории России и ее выдающимся личностям. В оформлении станций метрополитена можно наблюдать вариативность применения мозаики: в разных интерьерных проектах панно становились как самостоятельными элементами декора («Автово», «Балтийская», «Звенигородская»), так и частью архитектурного ансамбля (символичные изображения на станциях «Достоевская», «Спасская», «Улица Дыбенко»).

И сегодня ведущим направлением декоративного оформления петербургского метрополитена, как и более полувека назад, остается синтез живописи, скульптуры и архитектуры метро — как средство выражения идейно-художественного настроения поколения и его культурного кода.

Мозаика - декоративное оформление метро Санкт-Петербурга

транспортная инфраструктура

Расскажите о нашей статье своим друзьям,
поделившись ссылкой в социальной сети

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с политикой конфиденциальности
и согласен на обработку персональных данных. Подробнее

Наверх