Станция «Автово» Петербургского метрополитена

Рядом с домом №94 по проспекту Стачек располагается здание, увенчанное куполом. Это вход в наземный вестибюль станции «Автово», расположенной на старейшей Кировско - Выборгской ветке Ленинградского (ныне Петербургского) метрополитена.

Avtovo kupol

Наземный вестибюль станции Автово. Источник: panevin.ru

На фоне жилых домов здание выделяется своими характерными очертаниями. В процессе дальнейшей застройки окружающих кварталов вестибюль метро, несмотря на сравнительно небольшие размеры, является центром своеобразного ансамбля.

Тематика — воинский подвиг Ленинграда

Кассовый зал станции очень просторен, гораздо просторнее, чем на любой другой станции Кировского – Выборгской линии. Вознесенный высоко купол создает впечатление строгой торжественности.

Ее подчеркивает надпись, поясом охватившая основание купола. Она раскрывает внутренний смысл и этой торжественности, и многих деталей, говорящих о воинском героизме и славе. Надпись гласит: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявших город-герой, слава в веках!».

Архитектурное оформление станции отражает тему обороны Ленинграда. В композиции внутренних помещений, в трактовке декоративного убранства, в изобразительных элементах – барельефах и мозаике – авторы архитекторы Е.А. Левинсон и А.А. Грушке стремились передать этот замысел.

Обратите внимание на орнамент решетки, на люстры, светильники. Они украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.


«Автово» — первая станция мелкого заложения Петербургского метро, на станции отсутствуют эскалаторы.


Местоположение

Современный район Автово – бывшая окраина Петербурга. Еще в 30-х годах на планах города проспект стачек заканчивался невдалеке от Кировского завода. Дальше все пространство обозначалось условным знаком «пашни, луга, пустоши». В годы первых пятилеток здесь было развернуто жилищное строительство, в Автово возник обширный жилой массив. Во время Великой Отечественной войны он стал передним краем обороны.

Metro SPb

Купол верхнего вестибюля станции «Автово». Автор: Andrew Woron. Источник: zen.yandex.ua

Конструктивные особенности

Трасса первого пускового участка Кировско — Выборгской линии от станции «Автово» до «Площади Восстания», проложена глубоко под землей в толще древних  кембрийских глин. В районе Автово она выходит на поверхность. Станция строилась открытым способом. Был вырыт котлован, поставлены опорные конструкции, перекрытия, и все это снова прикрыла насыпанная сверху земля. Эскалатора здесь нет, в станционный зал можно спуститься по широкой, облицованной красным мрамором, лестнице.

Стеклянные колонны — визитная карточка

Самое интересное в архитектуре станции – стеклянные колонны. Сверкая и слегка отсвечивая голубизной, они придают подземному залу праздничную пышность.

Metro SPb

Монтаж стеклянной колонны. Источник: www.spbgasu.ru

По поводу применения литого стекла для отделки Ленинградского метрополитена архитекторы много спорили. Были среди них убежденные приверженцы этого декоративного материала, были и противники. Вообще говоря, стекло издавна использовалось в качестве облицовки. В частности, им были отделаны некоторые помещения большого дворца в Пушкине. Но в таких масштабах, как метро, оно никогда не применялось. Это ставило перед архитекторами ряд трудностей.

Нельзя не заметить, что каждая колонна перевита блестящей золоченой лентой. Это сделано вовсе не для украшения, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что за стеклом помещена опорная конструкция из бетона. Бетонные опоры, также как и каменные, со временем подвергаются осадке. Если стекло, материал весьма хрупкий, прикрепить к конструкции наглухо, на цементном растворе, то оно быстро растрескается. В Москве на нескольких станциях облицовку из стекла «марблит» пришлось в связи с этим заменить. Ленинградские архитекторы решили найти такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил бы их сохранность.

Архитекторов в их поисках наилучших решений поддерживал известный ученый, знаток изделий из литого стекла Н.Н. Качалов. Технологическими процессами руководил инженер Ф.С. Энтелис. Он и разработал систему креплений хрупких пластин облицовки. Золоченая лента оказалась необходимой, чтобы стягивать их, словно обручем. Сами пластины выполнены из прозрачного, искрящегося, как хрусталь, стекла. Однако бетонный стержень сквозь них не виден. Его невозможно разглядеть, даже подойдя к колоннам вплотную.


Как же так – стекло прозрачное, но не просвечивает?


Metro SPb

Подземный вестибюль станции метро «Автово». Автор: Андрюс Венцлов. Источник: nat-geo.ru

Это была нелегкая задача. Слишком уж противоречивые свойства требовались от стеклянной облицовки! На экспериментальной базе – в цехах Ленинградского завода художественного стекла – архитекторы и инженеры без устали подбирали оттенки литых пластин. Дело не ладилось. Искристость стекла неизменно сопровождалась прозрачностью – бетонная основа была бы видна сквозь него. Тут мог помочь только какой-нибудь фокус. И физики подсказали его. Профессор Гершуни указал, что раз сборная облицовка отлита не гладкой, а с выпуклым орнаментом, то нет ничего проще. Нужно внутреннюю поверхность делать не гладкой, а дать рельеф, но только обязательно граненый, причем гранить под углом 80 градусов. При таких условиях создается своеобразный оптический эффект. Свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Вот почему мы не видим под стеклом опорных конструкций, и все колонны кажутся нам стеклянными монолитами.


Много искусства требовала отливка пластин.


Они должны были точно соответствовать друг другу, иначе их невозможно было бы собрать. Тут борьба идет за миллиметры. Только очень высокое мастерство модельщика могло обеспечить подобную точность. В Ленинграде нашелся такой мастер. Это всеми уважаемый восьмидесятилетний скульптор А.Е. Громов, вложивший в работу для метро свое мастерство и нестареющую душу художника.

Русское мозаичное искусство — под землей

В самом конце зала стена украшена мозаичной картиной. Художники В.А. Воронецкий и А.К. Соколов в образе женщины с младенцем воплотили благородную тему борьбы за мир. Среди мозаичистов, работавших над этим панно, был известный любитель древнего искусства Д.М. Малыщев. Он занимался мастерством мозаичиста более 60 лет, ему поручали восстановление мозаичной живописи Ломоносова и бесценной старины – Софийского собора в Киеве. Теперь искусство мастера ожило под землей в хорошо подобранных красках замечательной русской смальты.

Metro SPb

Мозаичное полотно на станции «Автово». Источник: www.spbgasu.ru

От Автово поезд направляется к одному из крупнейших предприятий города – Кировскому заводу, внесшего немалый вклад в развитие советской тяжелой индустрии. Станция метрополитена носит имя этого промышленного гиганта.

Расскажите о нашей статье своим друзьям,
поделившись ссылкой в социальной сети

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с политикой конфиденциальности
и согласен на обработку персональных данных. Подробнее

Наверх