Станция Петербургского метрополитена «Пушкинская»
«Пушкинская» - станция Ленинградского, а ныне Петербургского метрополитена, была открыта 30 апреля 1956 года в составе первого пускового участка Кировско-Выборгской линии станции «Автово» до «Площади Восстания».
«Пушкинская»— пилонная станция глубиной заложения около 57 метро. Расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».
Разработку проектной документации осуществлял Ленметропроект (ныне ОАО «Ленметрогипротранс»), строительные работы — Ленметрострой (ныне ОАО «Метрострой»). Подземный зал сооружен по проекту архитекторов Василия Александровича Петрова и Леонида Михайловича Полякова.
Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством первой в России Царскосельской железной дороги. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
С момента своего открытия и по сегодняшний день станция «Пушкинская» считается одной из красивейших в Петербургском метрополитене.
Архитектурное своеобразие
Подземный зал станции дает ощущение простора, несмотря то, что использованные здесь пилонные конструкции несколько суживают объемы.
В этом, как и во всем оформлении подземного вестибюля, сказался опыт одного из авторов проекта Леонида Полякова. В столице по его замыслам выстроены станции «Курская», «Калужская» и «Арбатская». На ленинградской станции метрополитена дарование этого крупного архитектора нашло свое выражение.
Вместе с Леонидом Поляковым работал ленинградский архитектор Василий Петров, предметом профессионального интереса которого являлось архитектурное оформление скульптурных произведений. Совместно со скульптором Михаилом Константиновичем Аникушиным он разработал проект памятника А.С. Пушкину перед зданием Русского музея. Вдвоем взялись они за скульптуру поэта в подземном зале метро.
Авторов станции «Пушкинская» вдохновлял образ великого поэта. Светлый и чистый гений Пушкина несовместим с композиционной усложненностью. Все должно быть ясно, четко, гармонично.
Время, когда жил поэт, был временем расцвета русского классицизма в зодчестве – такого же ясного, четкого и выразительного, как пушкинский стих. Все это авторы постарались передать в архитектуре зада. В нем есть своеобразно переданная «пушкинская» атмосфера.
Детали интерьера
В нишах располагаются черные мраморных торшера с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройный ствол светильника декорирован позолотой – тонкими щитами и другими отделочными деталями.
Облицовка пилонов из белого мрамора, пол темно-красный. Контраст белого с красным воспринимается как четкий, звучный аккорд. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, со знаменитых Токовских разработок. Это красивый и ценный материал. Архитекторы бережно отнеслись к его расходованию.
В пролетах арок, там, где пол уже не играет роли в решении художественных задач, полированные плиты естественного камня заменены обычными керамическими плитами.
Белой глазированной керамикой облицованы и стены путевых тоннелей. Ее применение продиктовано экономическими соображениями.
Самый поэтический уголок зала – панно с установленной перед ним скульптурой поэта. Этот уголок всегда привлекает внимание посетителей. Художница Мария Александровна Энгельке изобразила на панно пейзаж царскосельского парка. Воспроизведена поэтическая прелесть пруда у Камероновой галереи, старых аллей, воздуха, пронизанного мягким светом.
Одна из ветвей, по-весеннему густая, полновесная, приближена к зрителю. На фоне пейзажа, говорящего о юности поэта, четко рисуется скульптурная фигура Пушкина. Он сидит на скамье, задумчиво уронив на колено руку с только что сорванной молодой веточкой.
Панно и памятник поэту
Живописное панно подсвечено снизу лампами дневного света. Мягкие, матовые краски, подсветка, расположение отдельных частей композиции рождают ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.
В среде архитекторов панно на станции «Пушкинская» вызывало споры. Несмотря на то, что все специалисты отдают должное художественному вкусу и выразительности картины, высказываются также мнения, что для монументальной живописи оно слишком мягко, интимно, похоже на театральную декорацию.
Как бы там ни было, панно Марии Энгельке и скульптура Михаила Аникушина органично сочетаются и дополняют друг друга, оказывая на пассажиров — невольных зрителей архитектурного шедевра, именно то эмоциональное воздействие, на которое и рассчитывали авторы.
Статья подготовлена на основании материалов из книги Время вперед: седьмое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [составитель Н.И. Кулагин и др.].- Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2018. – 408 с.
Дополнительные статьи
Выберите интересующую статью:
Новый участок метрополитена построят в центре Москвы
28 марта, 2024
На транспортном обходе Адлера началось строительство тоннеля
27 марта, 2024
В Агре открылся участок линии метро до Тадж-Махала
26 марта, 2024
Alstom поставит вагоны C30 для метро Шведской столицы
25 марта, 2024
Илон Маск предложил построить тоннели под Лос-Анджелесом
22 марта, 2024
Поезд метро «Москва-2024» введен в эксплуатацию
21 марта, 2024
Расскажите о нашей статье своим друзьям,
поделившись ссылкой в социальной сети
Комментарии (0)
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с политикой конфиденциальности
и согласен на обработку персональных данных. Подробнее